Виды барельефов
Барельеф на стену выполняется в технике низкого рельефа (вверху слева на рис.) или высоким, с выступающими фигурами (вверху справа). Высокий барельеф называется еще горельефом. Технически горельеф отличается от низкого барельефа тем, что фигуры лепятся как круглая скульптура (см. далее). Низкий барельеф хорошо смотрится в любом освещении, кроме совсем тусклого, а горельеф выигрышнее в рассеянном свете.
Виды барельефов
В жилых помещениях, освещенных чаще всего достаточно ярко и равномерно, имеет смысл использовать смешанную технику барельефа (слева внизу), не делая фигуры очень уж выпуклыми. Как вылепить барельеф «Дерево Климта», см. напр. видео мастер класса ниже:
Видео: мастер-класс барельеф “Дерево Климта”
Особенность этой работы в том, что в ней используются практически все приемы создания барельефов в домашних условиях. Познакомившись с ними наглядно, вам легче будет понять дальнейшее и применить их в любой технике из описанных далее.
Обратный барельеф, или контррельеф (внизу в центре на верхнем рис.) это уже не лепнина, а резьба по камню (контуры прорезаются вглубь), которая технически много сложнее. Поэтому отметим только, что контррельефу нужен яркий и резкий косой свет, т.к. изображение рисует фактически тень. Есть еще особый вид барельефа – теневой, внизу справа, где весь рисунок образуется тенями от мелких и мельчайших выступов и впадин определенной формы. При перемене направления и угла падения света рисунок меняется, вплоть до изменения выражения лица в течение дня. Теневой барельеф – высочайшее искусство и, увы, недолговечное: выступы и впадины засоряются, а от чистки теряют форму. Рисунок блекнет, размывается, пропадает.
Техники барельефа
Лепнина на стене в домашних условиях может быть выполнена одним их следующих способов, в порядке возрастания технической сложности:
- Гипсованием свободных, т.е. изначально не закрепленных на опорной поверхности, не удаляемых моделей;
- Гипсованием не удаляемых моделей на опорной поверхности. Эти способы особенно хороши для начинающих, т.к. позволяют получать соотв. высокий и низкий рельеф, не рискуя в случае неудачи необходимостью переделывать всю работу заново;
- Обратным литьем из гипса по удаляемой модели. Способ несколько более трудоемкий, но также пригоден для новичков, т.к. над моделью можно корпеть сколько угодно, пока она не будет доведена до идеала. Кроме того, в одной изготовленной по модели изложнице (форме, молде) в домашних условиях можно отлить до 20-30 одинаковых изделий;
- Художественная гипсовая лепнина по месту, т.е. непосредственно на опорной поверхности. Требует основательных навыков, но дает возможность создавать большие рельефные панно во всю стену, с обводом углов, заходом на потолок, и полную свободу творческого самовыражения.
По месту или на листе?
Сделать барельеф способами 2-4 возможно как по месту, так и частями на столе или полу. Отличная основа для фрагментов сборного барельефа – гипсокартонный лист, ГКЛ. Его готовят, как базовую поверхность (см. далее), на отдельных листах или их кусках нужной формы выводят части общей картины или законченные композиции (см. рис.), и крепят на выровненную стену.
Рельефные панно
Головки крепежа и стыки фрагментов шпаклюют базовым составом, затем гипсуют и затирают под базовую фактуру. Еще хорошо в сборных барельефах то, что испорченный по неопытности кусок можно переделать, не трогая остальные. А плохо то, что вся композиция получается тяжелой; крепить сборный барельеф к слабым стенам (гипсокартонным, перегородкам из ПГБ и т.п.) нельзя. впрочем, нагружать слабые стены барельефами вообще не рекомендуется – несущая основа должна быть прочнее материала композиции.
Эскизы и трафареты
Трафареты делятся на многослойные и однослойные. Для барельефов на стенах жилых помещений применяют именно однослойные трафареты. Их легче изготовить самостоятельно.Для окрашивания сквозных отверстий применяют краски, созданные на основе эмали, акрила или воды и эмульсии.Краски наносятся на стену губкой или валиком, хотя часто применяют специальные аэрозоли. Кисти применять не рекомендуется, чтобы не деформировать границы рисунка. Валик позволяет избежать затекания краски под шаблон.
Какие узоры стоит выбирать для создания трафаретов и эскизов? Предпочтения отдаются следующим мотивам:
Растительным – они позволяют создать естественную или сюрреалистическую картину на стене. И цветы, и ветки, и деревья всегда выглядят изящно, идеально вписываясь в любой интерьер квартиры. Кроме того, цветы подходят для каждой комнаты в квартире или дома, их можно наносить на стены на кухне и в ванной.Анималистическим. На стене замечательно смотрятся изящные изображения кошек и других животных, в том числе сказочных и волшебных. Часто используют изображение кошек. Продолжением «кошачьей» темы являются следы на стене львов, тигров, леопардов, тигриные полосы.Геометрическим. Особенно это касается прямых и простых линий, которые могут выглядеть стильно и замысловато.Бордюрным. Акцент делается на то, чтобы повторять несколько раз один и тот же рисунок. Для бордюрных трафаретов характерна лаконичность и большое разнообразие тематики – от бабочек до несложных орнаментов.
Для того, чтобы изготовить трафарет самостоятельно, стоит придерживаться таких правил:
Распечатать рисунок оригинального формата или масштабировать его до нужного размера.На рисунок нанести сетку с ячейками, которые имеют размеры 1 на 1 сантиметр.На другой лист бумаги или картона нанести сетку, которая будет иметь ячейки большего размера.Сетка нужна для того, чтобы аккуратно переносить все фрагменты рисунков.После этого рисунок переносится на картонку, пленку, металл.Вырезать шаблон по намеченным линиям.Вырезание проводится острым ножом, что позволит получить ровные и четкие границы линий.
Бумажные шаблоны не получится использовать многократно, максимум – 2-3 раза, поскольку бумага от раствора размягчается. Рисунки из бумаги подходят для изготовления одиночных барельефов. Более долговечными являются пленочные и металлические трафареты – они крепятся к стене двусторонним скотчем.
Чтобы сделать барельеф на стене квартиры самостоятельно, необходимо придерживаться всех рекомендаций и правил, указанных выше. Прежде, чем приступать к работе, создается детальный эскиз будущего изображения, приобретаются инструменты, готовиться рабочее место и стена. И только потом, без спешки, можно приступать к работе. Процесс изготовления барельефа много времени не займет, если тщательно подготовиться, осветить место работы, посоветоваться со специалистами и сделать прочный шаблон.
- https://stroyday.ru/remont-kvartiry/interernye-resheniya/barelef-na-stene-svoimi-rukami.html
- http://obustroen.ru/remont/shtukaturka/barelef-na-stene.html
- https://vopros-remont.ru/steny/barelefy-lepnina/
- https://stroychik.ru/steny/barelef-svoimi-rukami
- https://nastroike.com/interier-i-landshaftniy-dizain/453-dekorirovanie-sten-v-tekhnike-barelef-osobennosti-sposoba-poshagovaya-instruktsiya-kak-sdelat-barelef-na-stene-svoimi-rukami
- https://mr-build.ru/dekorativnie-pokritiya/barelef-na-stene-svoimi-rukami-master-klass.html
- https://planken.guru/vnutrennyaya-otdelka/obustroystvo-barelefa-na-stene-svoimi-rukami.html
- https://otdelkasten.com/dekor-sten/barelef-na-stene
- https://remboo.ru/design/kak-sdelat-barelef-na-stene-svoimi-rukami.html
Технология производства гипсовой лепнины
Для самостоятельного изготовления лепнины подойдёт белый гипс без слежавшихся комков. В его составе не должно быть примесей в виде песка. После замешивания время застывания раствора колеблется в пределах 6-30 минут.
Подготовка раствора
Для увеличения времени застывания добавляют различные ПАВ, клей, известь или буру. В процентном соотношении добавки должны составлять от 0,2% до 2% от общей массы гипса. Чтобы уменьшить время используют горячую воду, соль, квасцы или сульфат натрия.
Количество воды зависит от качества гипса. Для мелкого помола жидкости уйдёт меньше, чем для крупного. На полтора килограмма порошка понадобится литр жидкости, для более густой консистенции соотношение составит 2 к 1, для жидкой – 1 к 1.
Создание лепнины своими руками
Для изготовления лепнины понадобится форма с декоративным орнаментом. Для лучшего распределения состава внутренние стенки следует смазать смесью керосина со стеарином, также подойдёт масло. Далее алгоритм действий следующий.
- Заполнить раствором шаблон.
- Вибрирующими или встряхивающими движениями удалить все пузырьки воздуха изнутри.
- Шпателем выровнять поверхность и оставить на 20-30 минут для полного застывания.
- Аккуратно вынуть заготовку и поставить на сутки на просушку.
Для изготовления лепнины понадобится подходящая форма
Сделать форму из силикона можно в домашних условиях, на видео подробно расписан весь процесс:
Watch this video on YouTube
Художественная гипсовая лепка в квартире своими руками: пошаговое руководство
Первые шаги по созданию барельефа лучше начинать с использованием простых инструментов и материалов.
Инструменты
Перечень необходимых инструментов для создания барельефа своими руками:
- картон, если планируется самостоятельно вырезать трафарет либо трафарет в готовом виде;
- наждачная бумага для затирки;
- малярная лента;
- нож, шпатель и штукатурный или скульптурный стек;
- кисточка;
- пульверизатор с чистой отфильтрованной водой;
- фломастер на масле, если планируется выделить контуры цветом;
- скребок;
- хозяйственные перчатки.
Рельефные узоры получатся особенно четкими, если использовать для их создания специальную форму.
Материалы
В качестве материалов лучше использовать шпатлевку. Главное условие – она должна быть гипсовой, иначе созданная фигура легко разрушится. Такую шпатлевку можно купить в готовом виде либо смешать самостоятельно.
Список материалов для барельефа:
- гипсовая шпатлевка в объеме около 3 кг;
- грунтовка аналогичного веса;
- акриловая краска;
Полиуретановая лепнина высокопрочная, по фактуре она напоминает гипс. Материал выдерживает перепады температуры, влажность, небольшие механические повреждения. Поверхность фигуры окрашивается в любые оттенки, на нем легко создавать эффект под старину.
Заготовки для будущей лепки из гипса
Очень важна подготовка поверхности под нанесение объемных форм. Поверхность должна быть ровной, иначе рисунок исказится, а его сцепление с поверхностью будет не надежным.
При сооружении модели используются специальные формы.
Приготовление раствора из гипса или штукатурки
Наиболее подходящим штукатурным составом являются продукты линейки от «Knauf», например, «Rotband Knauf». Эту готовую к нанесению на стену смесь нужно разбавить водой строго в соответствии с условиями по ее эксплуатации, указанными на упаковке производителем.
Допускается использование других штукатурных смесей. Главное условие – материал должен быть качественным от проверенного производителя, пластичным, а его структура – без образования комков.
Когда необходимо применять проволоку
Для тонких и изогнутых линий необходимо использовать проволоку. Она придаст прочности хрупким элементам, создаст своего рода каркас для утонченных деталей, предохраняя их от деформации.
Как выкладывать рельефный рисунок на стену
Заготовленный трафарет необходимо зафиксировать на стене малярным скотчем. Для этого нужно приложить его к поверхности и плотно прижать, оставляя отверстия свободными. В эти отверстия закладывается смесь.
Крепление и высыхание
Через некоторое время смесь начнет затвердевать. В это момент семь схватывается со стеной.
Дальнейший процесс моделирования барельефа на стене:
- трафарет нужно аккуратно удалить;
- штукатурным стеком необходимо заполнить пустоты;
- сбрызнуть элементы водой;
- отмоделировать каждый изгиб рисунка кисточкой;
Оставить до полного высыхания, после чего затереть скребком.
Тонирование
Перед тонированием необходимо выполнить шлифование модели. Для этого необходимо взять мелкую наждачную бумаги и потереть равномерно по выпуклым и вогнутым местам по всей поверхности фигуры круговыми движениями.
Далее кисточкой необходимо удалить гипсовую пыль, тщательно вычищая ее из узких вогнутых мест. После чего, фигуру покрывают тонким слоем грунтовки, например, специальным лаком-грунтовкой для защиты от разрушающего воздействия солнечных лучей или налипания пыли. Если предусмотрено окрашивание стен – далее нанести краску в два слоя, давая просохнуть каждому.
Материалы для создания барельефа
В штукатурных рельефах древние использовали как глину, так и алебастр (гипс), известь, смешивая их с песком или каменной мукой. Первым классическим материалом для лепки и штукатурки была глина. Она экологична, безотходна, негорюча, пластична, лепнина легко ремонтируется. Минусы – большой вес, бедная палитра, хрупкость, склонность к трещинообразованию при высыхании.
барельеф из глины
Успешнее оказался гипсовый материал благодаря свойственным ему: безусадочности, пластичности, быстрому твердению, экологичности. Гипсовый порошок, разводимый водой, образует безусадочное тесто, из которого легко формируются точнайшие узорчатые формы, достигается гладкость поверхности. Кроме того, застывший гипс хорошо шлифуется и вырезается.
Материалом для рельефных изображений служит папье-маше. Лёгкое дешёвое сырье превращается в массу, которую лепят руками. Материал не нагружает основание, экологичен, изделия легко ремонтируются. Недостаток – можно формировать только грубые рельефные формы. Кроме того, папье-маше склонно к горению.
Многие современные отделочные смеси можно применять для создания лепных изображений. Любители или мастера используют как сырьё для замеса лепочной массы шпатлёвки, смеси для отделки с полимерами – акриловые штукатурки. Например, успешно применяется состав: гипс архитектурный – 1 ч.; акриловая штукатурка – 1 ч.; ПВА (клей) – 0.5 ч. (пропорции берут по объёму). В смешанные предварительно сухие компоненты вливают воду, доводя размешиваемую массу до кефирной консистенции, вводят клей. Вязкость подбирают в соответствии с техникой лепки.
Без изменений состава используют гипсовые шпаклевки, выпущенные известными компаниями:
- польская АкрилПутц (акриловая шпатлевка, готовая и использованию);
- Pufas (содержащая целлюлозные волокна гипсовая шпаклёвочная смесь);
- Ротбанд (используют для слоёв, прилегающих к стене, для верхних слоёв – Шитрок);
- Кнауф Uniflot (пластичная, высокопрочная, позволяет создавать глубокие рельефы, которые держатся без дополнительного армирования);
кнауф унифлот
Для лепной работы понадобятся пропиточные грунтующие вещества. Подбирают пропитки соответственно материалу основания (стены). Для слабых оснований берут глубоко проницающие пропиточные средства. Для сыпучих оснований используют также влагозащиту, например, Аквастоп, для древесных – грунтовку Пуфас.
При послойном создании рельефного изображения также понадобится обрабатывать каждый слой шпаклёвки грунтовочным составом для получения шершавой клейкой поверхности. Нужны грунтовки, состав которых хорошо напитывает уложенный слой и глубоко проницает в него. Для каждого промежуточного и окончательного слоя (перед покраской) подойдут Пуфас или Церезит глубокого проницания.
Из чего сделать барельеф? Материалы, инструменты
Сразу оговоримся: пошаговые технологии и полный перечень всех составляющих будет указан ниже, в соответствующем разделе.
Сначала мы перечислим только основное, что нужно иметь:
- Алебастр;
- Клей ПВА;
- Финишную шпаклёвку;
- Воду.
Это основа основ, а вот вспомогательные материалы уже зависят от вида рисунков, с какими мы и разберёмся здесь и сейчас.
Самые солидные барельефы выходят из алебастровой массы, залитой в формы.
В зависимости от вида последней, вы можете получить абсолютно любую конфигурацию выпуклого рисунка: фрукты, цветы, ракушки и даже классические капители.
Главное тут – просто найти подходящую форму, а остальное уже просто мелочи. Залить гипс вовсе несложно.
Вот примерно такие элементы декора можно сделать за какой-то час. Это морская тематика, а вы вольны выбирать что угодно, на свой вкус.
Эти ракушки вылиты с помощью обычных детских пасочек для песка и прикреплены к листам гипсокартона. А обрамление рамки выполнено готовыми пенопластовыми багетами, которые обычно крепят на стык потолка и стены.
Вроде, ничего сложного. Гипса полно в строительных магазинах. Но где ж взять удачную форму?
Тут придется вас огорчить, выбор не так и велик: мало найти просто визуально подходящий по виду образец, нужно ещё, чтоб материал выдержал нагревание гипса во время застывания.
Да-да, он разогревается достаточно сильно и расширяется! Поэтому, формы для изготовления мыла, допустим, не подойдут. Они просто лопнут и всё, так как сделаны их слишком тонкого пластика, не самого лучшего качества.
Нужно что-то посущественней, типа тех же пластмассовых пасочек, а ещё лучше – силикон для выпечки. Ему не страшны никакие метаморфозы материала, так как он рассчитан и на большой нагрев и на растяжение.
И главное, вынимать из него готовое изделие куда проще, чем из чего-то жёсткого.
С этим видом барельефа своими руками мы поверхностно разобрались, а детальное описание процесса мы вам дадим ниже, в соответствующей подрубрике. Там же вы найдёте полный перечень необходимых материалов и приспособлений для каждого из видов картин своими руками.
Но кроме отливки, есть и другие варианты исполнения.
Например, барельеф из готовых гипсовых статуэток! Смотрится такая картина чрезвычайно дорого, а вот конечная её цена не может не радовать.
Особо красиво смотрятся панно с различными греческими персонажами мифов, например, Афродитой или маленькими ангелами.
Если брать этих дам из гипса, а не мрамора, то такая покупка не ударит по карману. Но и это ещё не все варианты!
Вы можете сделать очень милую композицию, используя обычные цветы из материи, видов которых в магазинах сувениров не счесть. Кроме этого, можно использовать шишки и прочие подходящие формы. Выглядеть это будет так:
Барельеф из гипса можно сделать съёмным, как обычную картину, а можно и монолитными, как одно целое со стеной, как вы уже видели на верхнем рисунке с ракушками.
А если вы умеете рисовать, то для вас не составит труда сделать объёмный рисунок прям из шпаклёвки, не используя никаких вспомогательных средств и форм. Но для этого нужно иметь художественный вкус и самые элементарные навыки лепки. Вот что может получиться:
Или даже так, но для этого надо быть мастером.
Вот, собственно и все методы, доступные практически каждому. А теперь давайте перейдём к конкретике и начнём наконец-то делать, а не мечтать!
Техники исполнения рисунков гипсом
Ниже представлены некоторые стили выполнения барельефа.
стилевое решение | описание |
ампир | придает помещению фундаментальность, статусность благодаря массивным элементам. Особенно актуальные арки, выполненные в этом стиле или колонны. Не редко ампир используют на отдельных участках. |
римский | отличается повторением подобных элементов, так называемого раппорта. Следует проработать орнамент деталей, так как именно он подчеркнет общий эффект |
барокко, рококо
характеризуется довольно легкими и пышными формами. Барокко символизирует объемность рисунка и ассиметрии
Рококо акцентирует внимание на военных действиях, людях или животных.
арт-деко
довольно абстрактное направление, яркое, пестрое и креативное, однако при умелом его применении делает помещение весьма изящным и шикарным. В стиле арт-деко часто используется золочение и шик
классика
классические мотивы широко используют при оформлении помещения в сдержанных или светлых тонах, с минимальным набором цветов в интерьере
Необходимо продумать каждую деталь или элемент, и, соблюдая симметрию, подобрать гармоничные цвета и оттенки.
3 «Свободное» гипсование – простой метод получения декоративных элементов
Простой и доступный способ получения объемных деталей – «свободное» гипсование. Его, как правило, используют для создания композиций из витиеватых узоров, созданных из пропитанных гипсом бумажных салфеток, а также для формирования цветочно-растительных барельефов. Это метод доступен даже для начинающих, стоит только правильно подобрать материалы и гармонично их объединить.
Для «свободного» гипсования лучше всего подходит архитектурный гипс, из которого готовят жидкий раствор. Для размешивания можно использовать строительный или обычный кухонный миксер или выполнить это руками. Итак, на 1 кг гипса берут 0,7 л воды. Чтобы не образовывались комочки, именно сухой материал добавляют в воду, а не наоборот, и лучше постепенно, небольшими порциями, каждый раз тщательно перемешивая. Чтобы раствор получился более пластичным, а готовые барельефы не растрескивались, в него рекомендуется добавить немного клея ПВА, разведенного водой. В окончательном варианте раствор должен получиться однородным и по консистенции быть близким к жидкой сметане.
В этот состав окунают веточки растений, бутоны, упругие соцветия живых или искусственных цветов, а также пропитывают им бумажные салфетки. Полученную заготовку укладывают на ровную поверхность, застеленную полиэтиленовой пленкой, и оставляют высыхать. Цветы и элементы из бумаги нужно укладывать так, как они будут фиксироваться в интерьере. Это позволит сформировать на каждой детали плоское основание, которое потом будет крепиться на стену. После полного высыхания (не менее чем через сутки) заготовки снова окунают в гипсовую смесь и снова укладывают в то же положение для высыхания. Повторяют такую процедуру до тех пор, пока на элементах не образуется слой гипса в 1,5 мм толщиной.
Готовим гипсовую смесь и включаем режим скульптора
Готовые детали прикрепляются на стену с помощью густой акриловой штукатурки или клея ПВА
Чтобы окончательно закрепить готовую композицию и придать ей монолитный вид, весь рельеф с помощью кисти обмазывают густым гипсовым раствором, особое внимание уделяя местам соединения прикрепленных элементов. Выучиться основам скульптурного ремесла сегодня можно, просто сидя у экрана монитора
В сети легко найти подходящий мастер класс, с успехом освоить первые уроки, а со временем взяться и за картины.
Лучшим материалом для такой лепки считается гипсовая смесь на основе клея ПВА. Масса должна получиться эластичной и густой, словно мягкий пластилин. Теперь можно вспомнить свой детсадовский опыт и попытаться слепить вишенку, цветок или даже пчелку. Не нужно огорчаться, если предмет искусства у вас не получился. Можно воспользоваться готовыми формами – купить в магазине для творчества либо взять силиконовую форму для выпечки или обычные фигурки из детской песочницы. В этом случае гипсовую смесь густоты сметаны заливают в подготовленную форму и оставляют до затвердевания. Полученная лепка вынимается и приклеивается на стену в определенном месте композиции.
Барельеф своими руками
Многие заказывают оформление стен объемными рисунками специалистам, однако, зная, из чего сделать барельеф, можно выполнить работы своими руками.
Для барельефа на основе шпаклевки понадобятся:
- шпаклевка;
- клей;
- шпатель;
- резак;
- акриловые краски;
- кисти;
- витражный контур.
На первом этапе на поверхность стены переносится эскиз будущей объемной картины. Его переводят на бумагу, накрывают пленкой и переносят контур на нее. Для этого подойдут стойкий к стиранию маркер либо фломастер.
Подготовка основания – второй этап. Нужно нанести акриловую шпаклевку, мелкозернистый гипс – это основа будущего барельефа. Их нужно разровнять и дать подсохнуть, но не до конца. Минут через 15 можно приступать к работе – перенести рисунок на стену.
Закрепите пленку на стене малярным скотчем, обведите рисунок, чтобы изображение отпечаталось в стену. Простые способы создания барельефа для начинающих предполагают следующие действия:
По контуру на стене наносят шпаклевку – один слой за другим. Последующие слои наносятся лишь после того, как высохнут предыдущие.
Когда прорисованы все детали, панно нужно хорошо просушить, обработать наждачной бумагой. Нужно сгладить все шероховатости, уголки, выпуклые и вогнутые элементы
Работа на этом этапе требует аккуратности и осторожности.
Сделав чистовую обработку, рисунок грунтуют и раскрашивают. Использовать лучше водоэмульсионную краску. Для того чтобы поверхность вокруг объемного рисунка не выглядела неестественно ровной, нанесите небольшой слой штукатурки и обработайте его смятой бумагой, полиэтиленом, чтобы поверхность стала шершавой.
Гипсовый барельеф своими руками имеет несколько другую технологию изготовления. Лучше использовать готовые формы для отливки элементов из смеси гипса и клея ПВА. Масса должна быть похожей на пластилин.
Используя готовые формы, можно отлить отдельные элементы орнамента, высушить и приклеить на стену. Те детали, для которых нет форм, либо они слишком мелкие для отливки, можно вылепить вручную.
Когда весь рисунок готов, белым герметиком заделывают все щели. Далее, как и в случае со шпаклевкой, барельеф покрывают грунтовкой и окрашивают. Можно нанести краску, воск, добавить позолоту.
Плюсы и минусы барельефа
Барельеф изготавливается из древесины, глины, алебастра, гипса или камня. Последний способ очень трудоемкий и требует от скульптора высокого уровня мастерства, так как любая ошибка не подлежит исправлению. Из дерева барельефы создают путем резьбы, а глина — самый доступный материал, который подходит даже для новичков. Лепкой занимались все еще в школьные годы. Барельефные изделия в отличие от обычных скульптур позволяют сохранять масштаб 1:1 и при этом экономить на материалах. Ведь глины, к примеру, для ваяния человека в полный рост потребуется почти на 60-70% меньше, чем на создание аналогичной полноценной статуи. Раньше любые виды рельефов украшали собой стены и потолки и при этом оставались их частью, то есть композиция была статичной и не подлежала перемещению. Сейчас можно изготовить небольшой барельеф на специальном холсте-подставке и передвигать его по квартире при необходимости.
Объемные композиции неизменно ассоциируются с классическими стилями. Действительно, такой декор уместно будет смотреться в одноименном дизайне, арт нуво, модерне, барокко, рококо, ампире. Но здесь речь идет о традиционных скульптурах, с мягкими линиями и множеством мелких, вычурных деталей. В центре композиции, как правило, фигурируют люди, божества, мифические существа или сложные орнаменты. В современный стиль органично вольется минималистичный барельеф:
- Городская панорама;
- Кусочек леса;
- Объемные «завихрения» взбалтываемой жидкости;
- Имитация «старого» слоя отделки или кирпича под осыпавшейся штукатуркой.
К морскому стилю подходят объемные изображения косяков рыб, коньков, водорослей, коралловых «полей» и фантастические панорамы владений Тритона. Конечно подобные композиции новичку не удастся изготовить с первого раза без ошибок. Придется долго тренироваться и набивать руку. В этом, пожалуй, основной недостаток барельефа. Его невозможно создать красивым без больших временных затрат на обучение мастерству скульптора. Исключением станут только абстрактные рельефы, которые подойдут для одноименного стиля или минимализма. В отличие от декоративной росписи, барельефы не нуждаются в дополнительном выделении цветом. Подсветка идеально подчеркнет каждую линию. Популярен этот вид оформления для украшения арок, каминов, проемов и акцентных стен. С его помощью можно грамотно замаскировать неровности поверхности, спрятать коммуникативные линии или же исказить пространство в комнате неправильной формы.
Итальянские мотивы подчеркнут виноградные лозы и декоративные колонны или объемный пейзаж из фальш-окна. Японский колорит дополнит 3D ветка сакуры, усеянная многочисленными цветами, а китайский — дракон с оскаленной мордой. В дом с элементами, традиционными для Индии, гармонично вольются тематические слоны на стенах и декоративные скульптуры многоруких индуистских божеств.